Храм-Памятник в честь
Всех Святых
Храм-Памятник — ровесник суверенной Республики Беларусь. Параллельными процессами выстраивалась уникальная государственная система, возрождалась Православная Церковь, и возводились стены храма.
Концепция:
Литургическая жизнь, прославление известных и неизвестных святых народа через посвящение храма всем святым, всенародная молитвенная память о всех павших и погибших, историческая правда.
Идея:
В основу идеи Храма-Памятника легла тысячелетняя культура молитвенной памяти, которая чтит святых и молится о павших воинах, защитниках отечества, жертвах войн, о невинных жертвах времен лихолетий, о погибших в техногенных, природных и рукотворных катастрофах. Молитва к Воскресшему Христу трагизм жизни земной обращает в радость вечной жизни, которая подтверждает евангельскую истину: «нет больше той любви, чем жизнь свою положить за други своя». Народ остается единым в веках, в вечности, в памяти каждого человека. Народ живет в Царстве Божьем, которое начинается с земного служения Отечеству.
«Худой гражданин царства земного и для Небесного Царства не годен».
Святитель Филарет Московский
Концепция Храма-Памятника воплощена в архитектурном облике, а также тремя храмовыми пространствами и мемориальной подалтарной частью, в которой находятся Крипта и Постоянная экспозиция «Музей Памяти».
Архитектурное воплощение идеи:
Белый храм Белой Руси имеет высоту 82 метра — является архитектурной доминантой Первомайского района города Минска и свидетельствует его жителям о Боге, а гостям столицы о высочайшей духовной культуре белорусов.
Храм-Памятник имеет форму шатра — словно свеча, возженная белорусским народом Господу в память о павших и погибших. Взмывающий к небу храм отражает стремление духа белорусов к Царству Божьему. Форма шатра также символизирует покров Божией Матери над нашим народом.
Пять куполов имеют свое посвящение: главный — Господу Иисусу Христу, купол колокольни — Всем Святым, боковые купола — павшим воинам и невинным жертвам войн. Маленький купол — невинно убиенным детям.
Фасадные мозаики Храма-Памятника отражают традицию западных и южных славян выносить лики святых на внешние стены храма.
Архитектор: Лев Николаевич Погорелов в соавторстве с протоиереем Фёдором Повным.
На территории храма-памятника находится скульптурная композиция-фонтан «Пророк Моисей со скрижалями».
Памятник Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II первым в Беларуси установлен перед ступенями Храма-Памятника, освящен Святейшим Патриархом Кириллом в 2012 году. Авторский коллектив: протоиерей Фёдор Повный, скульптор Владимир Слободчиков и архитектор Игорь Морозов - отмечен премией Союзного государства. Три каменные ступени — три пастырских визита предстоятеля в Беларусь: 1991 год, 2002 год, 2008 год.
Главное Храмовое Пространство:
«Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись».
Гал. 3:27
История земель Белой Руси знала немало нашествий иноплеменников, была очевидцем муждоусобиц, этноцида, геноцида,гонений на православную веру. Белорусский народ стойкий духом. На этой земле жили праведники и святые, герои и простые труженики, любящие Христа и Отечество. Войны и время стирают не только жизни, но и имена. Как чтить безымянных святых и героев духа?
Молитвенно обращаясь ко всем святым.
Концепция:
Основная часть храмового пространства раскрывает Евангельскую историю о страданиях и воскресении Сына Божьего,господа нашего Иисуса Христа; отражает учение и историю Православной Церкви, называет чины святости через лики святых, особо прославивших Церковь. Жития святых сплетаются в историю человечества, жития белорусских святых рассказывают, чем и как жил белорус в разные исторические периоды.
Идея:
Белорусская святость принадлежит вселенской святости, белорусский народ имеет гражданство Царства Божия.
Интерьерное воплощение концепции:
Центральная ось храма благовествует о Спасителе и Господе нашем Иисусе Христе. Благая весть выражена вертикалью иконописных сюжетов: Царские врата — Тайная вечеря — Распятие Христово с предстоящими — Сошествие во Ад (Воскресение Христово) — Вознесение Господне — лазурная высь шатрового купола.
Шатровый купол, основание которого обрамляют изображение херувимов на уровне обода хороса (светильника) — образ небесной выси, подобия славы Божией (книга пророка Иезекииля 1 глава).
Иконописные сюжеты Учений Трех Вселенский Святителей — Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова, создавших корпус богословских трудов — остов богослужебной, уставной, вероучительной сторон церковного «здания» Вселенского Православия, Церкви, в которой нет ни «Иудея, ни Эллина, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11).
Церковь Христова соединяет Церковь Небесную — святых Божиих и Церковь земную — христиан. Святые представлены в стенописи и иконах в своих чинах: пророки, апостолы, святители, преподобные, мученики, праведники, блаженные, благоверные, пустынники, новомученики, исповедники. Таким образом раскрывается идея собора Всех Святых. Во время Божественной Литургии, верующие, приступающие к Таинству Евхаристии, и святые лики не только символически объединяются храмовым пространством, Само Таинство (бескровная жертва Спасителя) объединяет Церковь Христову.
Русь — преемница Византии, поэтому мы видим иконы равноапостольных князя Владимира, крестителя Руси, и княгини Ольги на северной стене.
Иконы равноапостольного царя Константина — первого христианского императора и его матери царицы Елены на южной стене главого храмового пространства Храма-памятника.
Святые, подвизавшиеся в течение тысячи лет на белорусской земле, во весь рост изображены в трапезной части храма на фоне белорусского пейзажа и действующих храмов, а также в местном ряду иконостаса.
Фаянсовый позолоченный в розовых и небесных тонах иконостас изображает сияющий небесный град Иерусалим. Его ярусы оформлены в традиции белорусских земель и с учетом концепции Храма-Памятника. Апостольский ряд — вместо деисусного ряда; сюжеты страстей (распятия) Христовых — вместо праздничного ряда; а в местном ряду иконостаса представлен весь собор святых, в земле белорусской просиявших.
Благоукрасительство храма использует темы белорусской культуры XVII века, что придает национальный колорит. Фаянсовый иконостас отсылает на непревзойденное мастерство белорусских ценинников, украшавших храмы Московского Кремля, Свято-Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.
Орнаментальные чеканные фоны икон продолжают традицию резных фонов древних белорусских икон. Орнаменты стенописи вплетают узоры слуцких поясов. И сам стиль иконописи, называемый «фряжским», что в переводе значит «итальянский», напоминает о пограничье белорусских земель с западной культурой, откуда приходили новые технологии и новые веяния в искусстве.
Придел в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»:
«Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́ Богоро́дице».
Божия Матерь вобрала и воплотила духовный опыт своего народа, который приобретался народом в течение 1500 лет. Чистейшая и славнейшая не только среди людей, но и ангельского мира, Матерь Божия пережила страдания и смерть Сына Божьего, своего Сына, и знает, как утешить мать и жену, сестру и дочь потерявших чадо, мужа, брата, отца. Икона Божией Матери «Утоли моя печали» в пределе Всехсвятского храма-памятника раскрывает именно эту грань милосердия Пресвятой Богородицы — перед ней просят утешения, сил, разума понимать и принимать волю Божью. У нее просят мира как у Военноначальницы («Взбранной Воеводы»).
Пресвятая Богородица стала образом-идеалом для любой женщины, девушки, девочки. Она задает высокий идеал чистоты и целомудрия, которые искони украшают белорусских женщин. Ее примеру следовали святые женщины. Их немало в Церкви Христовой, ими прославляется белорусская и русская земли: святая Евфросиния Полоцкая, св. София Слуцкая, княжна Иулиания Ольшанская, блаженная Валентина Минская, преподобная Манефа Гомельская, блаженная старица Матрона Московская.
Концепция:
придел посвящен заступничеству Матери Божией и духовным подвигам, терпению и внутренней красоте святых женщин.
Интерьерное воплощение концепции:
В приделе преобладают женские святые лики (белорусских подвижниц, а также мученицы Людмилы, княгини Чешской, великомученицы Екатерины, мученицы Ирины, мученицы Маргариты и равноапостольной Марии Магдалины, равноапостольных цариц Тамары и Нины и др.). Здесь представлены иконы святых семей (мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии); святые супруги — покровители браков (благоверные князья Петр и Феврония Муромские, мученики Андриан и Наталья). В иконостасе размещены почитаемые иконы Пресвятой Богородицы.
Цветовое решение храма выполнено в синих тонах — цвете богородичных праздников. Убранство придела создает торжественное, светлое и радостное настроение. На стенах изображены сюжеты из Акафиста Пресвятой Богородицы, Похвала Пресвятой Богородице и Собор Пресвятой Богородицы.
Великолепная плащаница Божией Матери, вышитая жемчугом (более 70 000 зерен) и золотой канителью, является главным акцентом Богородичного придела. Праздник Успения Божией Матери, в народе его называют Богородичная Пасха — один из почитаемых и любимых у славян, которые считали Святую Русь уделом Божией Матери.
Придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи:
«Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты его мы приняли благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошла через Иисуса Христа»
Ин. 1:16-17
Величайший из пророков, предтеча и креститель Господень Иоанн — не только учитель покаяния, — в покаянии полагается начало духовного пути к святости, но и небесный покровитель воинов, всех тех, кто отдает свою жизнь за правду и веру.
«Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу»
Ин. 1:23
Сюжет кончины Иоанна Предтечи:
Главу пророка потребовала Ираида, которая не могла вынести обличений Иоанна Предтечи за ее незаконную связь с царем Иродом. Пророк был казнен из-за похоти властолюбивой женщины.
Концепция:
аскетизм, подвиг, жертвенность, мужество, стойкость в правде и вера в Бога — качества, отличающие воина, священнослужителя, настоящего христианина.
Интерьерное воплощение концепции:
Росписи стен придела изображают сюжеты из жития пророка Иоанна Предтечи, тональность — оливковая; колорит строгий, темный.
Иконостас и убранство храма выполнено из красного дерева.
Лики в храме мужские.
Собор белорусских Святых, Киево-Печерских старцев и старцев Оптинских — духовная рать Святой Руси, ее фундамент и оплот.